Народные праздники за июнь


/ Просмотров: 43532
Закрыть ... [X]

Июнь. Народные праздники и приметы

ПРИМЕТЫ ЛЕТА

Летний день — за зимнюю неделю.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Лето сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная.

Воробьи и ласточки гнездятся с северной стороны — к жаркому лету.

Дождливое лето хуже осени.

ПРИМЕТЫ ИЮНЯ

Этот месяц назван в честь древнеримской богини Юноны — покровительницы семейного счастья и пове­лительницы дождя. На Руси его называли «червень» (в эту пору собирали кошениль — червецов, использовав­шихся для получения багряной краски), «изок» (от слова «кузнечик»), «разноцвет» (из-за буйства красок в лесах и садах), «светозар», «хлеборост», «скопидом».

Июнь — румянец года.

Июнь — пустые закрома.

В июне солнышко высоко, с утра до вечера далеко.

Июнь — конец пролетья, начало лета.

Проводит июнь на работу, отобьет от песен охоту.

Май творит хлеба, а июнь — сено.

Знойный июнь — на рыбалку плюнь.

Июнь — месяц гнезд.

Если в июне частые зарницы — будет хороший уро­жай.

1 июня

День Ивана-долгого, названный в честь благоверного князя Иоанна Угличского.

После Ивана не надо жупана.

Если первые два дня июня идет дождь, то месяц будет сухим.

Пауков много — к хорошем погоде. Вороны клювами в одну сторону сидят — ожидай силь­ного ветра.

2 июня

День мученика Фалалея, огуречника.

На Фалалея досевай огурцы скорее. Много на елке шишек — много и огурцов. Дожи — к обилию грибов.

Считалось, что огурцы надо сажать скрытно, чтобы не видели ни соседи, ни даже домашние, не принимающие участия в работе. Особенно советовали таиться при по­садке первой гряды. Если же кто подсмотрит недобро желательным глазом, то будет много желтых, раньше времени поблекших плетей.

Время сбора лекарственных трав, особенно народные ядови­тых.

3 нюня

День Олены и Константина.

Сей лен на Олену.

Льны Олене, огурцы Константину.

Длинные льны — Еленины косы.

Каково 3 июня, таково и 3 декабря.

Веселится нечисть. Шаркать ногами нельзя — будет безденежье.

4 июня

День мученика Василиска, соловьиный день. Сажать нельзя — ничего не вырастет.

День-синитель, васильковый повелитель.

На Василиска не паши и не сей, а не то уродятся одни васильки.

5 июня

День святителя Леонтия, конопляника, огуречника.

Коноплю в поле сей и на рябину гляди — коли цвет в круги, и конопли долги.

У кого конопелька — у того двойная копейка. На Леонтия-огуречника кончай посадку огурцов.

Примечали: массовое появление оводов — к урожаю огурцов.

6 июня

Кто в этот день веселится, тот без денег и хлеба останется.

7 июня

Иванов день (обретение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна).

Приметы этого дня:

Если на рябине много цветов, то будет хороший уро­жай хлебов.

Сильные росы — на хороший урожай.

С Иванова дня начинаются медвяные росы, причиня­ющие вред. Все травы набрали целебную силу.

8 июня

В некоторых местностях к этому дню при­урочивали посадку капусты. Сажальщица, беря первый стебель рассады, приговаривала:

Дай, Боже, час добрый, чтоб капуста моя принималась и в головки складывалась! Приметы:

Северный, северо-западный ветер — к сырому лету. Восточный ветер — много принесет болезней.

9 июня

Федоры. Дом убирать нельзя. На Федоры не метут из избы сора.

Начинается сбор колдовских трав. Домовой требует почтения: ему нужно оставить кашу.

10 июня

День Никиты-гусятника. Нужно хорошо покормить домашних птиц, особенно гусей.

День ясный — урожай будет богатым.

11 июня

День мученицы Федосьи, колосятницы.

Один из самых несчастных дней в году:

День святой Федосьи стоит один всех понедельников.

Начинает колоситься рожь:

Пришла Федосья — во ржи колосья.

Колосится рожь — много грибов найдешь.

Грибов нет — урожай ржи и пшеницы плохой.

Рожь две недели зеленеет, две недели колосится, две отцветает, две наливает, две подсыхает.

Рожь говорит: «Колошусь!», а мужик: «Не нагля­жусь!».

Взошли хлеба — не дивись, налились хлеба — не хвались, хлеб на току — про урожай толкуй.

Когда рожь заколосится — пора проводить очень кра­сивый обряд, который называли «водить колос». На вос­ходе солнца молодежь собиралась у околицы и становилась в два ряда лицом друг к другу; стоящие напротив брались за руки, образуя пары. Затем по этому длинному «мосту», по соединенным рукам, пускали, идти маленькую девочку, украшенную цветами, лентами, с венком па голове. Те пары, по рукам которых девочка уже прошла, бежали вперед и снова становились, уже впереди. Таким образом, «мост» продолжался бесконечно и приводил девочку прямо к краю озимого поля, где она сходила на землю, срывала пучок зеленой ржи и бежала с ним назад, к околице. Все остальные сопровождали ее песней — величали рожь:

Пошел колос на ниву,

Прошел колос на зеленую.

Пошел колос на ниву —      

На рожь, на яровину.      

Ой, ладо-лель!

Уродися на лета,

Уродися, рожь густа,   

Часта, колосиста,

Умолотиста.

Ой, ладо-лель!

Ходит колос по двору —

С красной девушкой,

Со молодушкой.

Ой, ладо-лель!

Праздничное шествие проходило через всю деревню, а затем молодежь разбирала у девочки колосья и загадывала: кому попадался стебель с выметнувшимся колосом, тому ожидать свадьбы.

Пока рожь не заколосится, детям и молодежи не раз­решалось кататься на досках-качелях — земля до этого времени «тяжела». С Федосьи начинали давать скоту понемногу хлебного корма, чтобы лучше плодился.

12 июня

День преподобного Исаакия, змеевика.

Змеи собираются по лесам в стаи и играют свадьбы.

За Федосьей Исаакий — выползает из норы гад всякий.

В лес ходить нельзя — змеи могут ужалить, а нечисть путает дороги. Дома остерегают от змей — те могут за­ползти в комнаты, особенно в сырых местностях. Оста­навливают их с помощью коры, листьев, веток и пепла ясеня.

Ночью снятся сны, в которых можно получить ответы на свои вопросы.

В этот день принято было сажать бобы.

Уродись, бобы, и круты, и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещеный.

Уродитесь, бобы, велики и круты, в поле густы., на столе вкусны.

Перед посадкой бобы вымачивали в «озимой» воде — от последнего снега, собранного по лесным оврагам.

13 июня

День Еремея-распрягальника. Закан­чивается сев яровых (кроме гречихи). Уставшие сеятели ложились на межу и говорили:

Пашня, пашня, хлебца нам дай и силушку нашу отдай!

Если сев закончили до кукушки — к большому уро­жаю.

Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать.

14 июня

День Устина и Харитона, память мученика Иустина Философа.

Устин тянет вверх коноплю,-а Харитон — лен.

Устин и Харитон рожь то красят, то квасят.

На Устина не городи тына.

Примечали: если в этот день чист восход солнца, то будет хороший налив ржи, а если день дождливый и мрач­ный — то хорошо уродятся лен и конопля. Дождь — к безденежью.

15 июня

Если туман, то скоро пойдут грибы и будет ясно; утром ясно — к пасмурной погоде.

16 июня

День Луки-ветреника, память мученика Лукиллиана. Славяне издревле обожествляли ветер и обращались к нему с просьбами. Спокойный, ровный ветер они вызывали свистом или пением: он помогал сеять и веять хлеба, вращал крылья ветряных мельниц, надувал паруса. Чтобы он не разозлился и не наделал бед, его повсеместно задабривали подношениями. С ве­тром было связано множество суеверий: считалось, что он может унести подальше болезни или, напротив, навеять их на людей, поэтому ему никогда не отдавали солому из постели больного; матери избегали сушить на ветру пеленки, опасаясь, что ветер унесет детскую душу; при­нято было бережно относиться к муравейникам, так как муравьи «чувствуют ветер», собираясь в свое жилище перед ненастьем, а потому наверняка С6?Ч2гы с этой та­инственной силой.

На Лукьяна, в канун Митрофана, не ложись спать рано, а приглядывайся, откуда ветер дует: тянет с юга — значит, яровые уродятся.

На Лукьяна южный ветер — к урожаю яровых, севе­ро-западный — к сырому лету, восточный — к наносным болезням.

Сиверок на Лукьяна — ржи дождями заливает.

Коли дождь на Лукьяна — много грибов будет.

Гроза на Лукьяна — к плохой уборке сена.

Вечером «окликали» ветер и просили его принести дожди благодатные:

Ты подуй-ка теплом теплым, ты пролей-ка, ветер-ве­трило, на рожь-матушку, на яровину — яровую, на поле, на луга дожди животворные, к поре, да ко времечку.

В этот день копали колодцы. Сначала подыскивали место: переворачивали на землю сковороду и по сырости ее узнавали, есть ли близко вода. В колодце, вырытом в день Луки, вода всегда будет свежая и холодная.

17 июня

День Митрофана.

На Митрофана овес в кафтане, а на грече и рубахи нет.

Митрофан тем силен, что вытягивает лен.

Пора сеять гречиху и вывозить навоз на паровое поле:

Земля любит навоз, как лошадь овес.

В этот день нельзя ложиться спать рано: год будет неудачным, замучают болезни.

Северо-западный ветер — к большому ненастью; се­верный — дожди зальют.

18 июня

День священномученика Дорофея. На­чинается время «воробьиных ночей» (самых коротких).

На Дорофея утро вечера мудренее.

На Дорофея погода ясная — зерно будет крупное.

19 июня

День Иллариона-полольника. Пора по­лоть.

Пришел Илларион — дурную траву из поля вон. Осот да лебеда — для посевов беда.

20 июня

День Федота-урожайника.

Святой Федот тепло дает — рожь в золото ведет.

Водяной «играет». Чтобы его задобрить, бросали ка­мешек, обернутый деньгой, в омут или глубокое место.

21 июня

День великомученика Федора Стратилата.

Федор Стратилат грозами богат.

Гроза на Федора летнего — к плохой уборке сена.

Если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья.

На Федора Стратилата колодцы рои.

Росы с Федора — к урожаю льна и конопли.

Колодезники продолжали поиск воды, а за верные под­сказки считали Федора Стратилата своим заступником.

Где зелена трава, там недалече вода.

Где на заре первый туман ложится, там вода близко.

На водяных жилах сильные росы.

С Федора Стратилата в средней полосе России на­чиналась навозница — вывозка навоза на паровой клин. В работе участвовала вся крестьянская семья: мужчины грузили навоз на телеги, дети становились повозчиками, женщины и молодежь разбрасывали навоз по полю, по­жилые готовили на всех еду. Обед в этот день состоял 12 блюд — чтобы во все месяцы жилось сытно.

22 июня

День Кирилла. Солнцеворот, день летнего солнцестояния. Предшествовавшие ему дни называли «зе­леными святками», во время которых воздавали почести покрывшейся нежной зеленью земле.

На Кириллу отдает земля солнышку нею силу.

На Кириллу — конец весне, почин лету.

С Кириллова дня что солнышко дает — то у мужика в амбаре.

В дни летнего солнцестояния отмечали похороны бога плодородия Ярила, ежегодно умирающего и воскресаю­щего. Считалось, что к этому времени зарождается новый урожай, а зерно, посеянное весной и давшее новую жизнь, отмирает. Фигурку божества устанавливали на высоком месте, а затем поджигали или с почестями топили в реке. В некоторых местностях проводы бога Ярила устраивали на пороге зимы.

Если на рассвете тепло, то утром можно делать обе­реги для здоровья.

23 июня

День Тимофея. Крестьяне придавали в этот день особое значение различным знамениям, по которым можно было судить об урожае.

Тимофеевские знамения грозой грозят.

Видение или призрак — к большому несчастью, пло­хому году, тяжелым временам. Счастье, если в этот день ничего не привиделось и не прислышалось.

24 июня

Нельзя ставить никаких ограждений и за­боров — все сгорит. Если вечером искупаться или об­литься водой — весь год здоровым будешь.

25 июня

День преподобного Петра, Петр-пово­рот, солнцеворот. Все светлые Ангелы, все Небесные силы в этот день слушают человека, и особенно того, кто молится в церкви.

Солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль. С Петра солнце на зиму, а лето на жару поворачивает. Последний срок посадки капусты, «запоздалый ка­пустник».

26 июня

День мученицы Акулины. На скотину в поле нападают насекомые:

Акулина — задери хвосты.

На Акулину нападают мухи на скотину.

В некоторых местностях России святую Акулину по­читали как гречишницу и в этот день украшали пучками гречихи иконы в домах — «чтобы гречи хороши были». В ее честь устраивали мирские угощения, на которых первым блюдом считалась гречневая каша из прошло­годней крупы.

27 июня

Начало комариных праздников, продолжаю­щихся 2—3 недели. В лес не ходят — комары одолеют.

28 июня

День Модеста и Амоса. К святому Модесту обращались с просьбами уберечь скот.

Пришел Амос — пошел в рост овес.

Иволга кричит — к большим народные праздники за июнь потерям.

Заря красная — к большим невзгодам, неурожаю и ненастью.

Птицы молчат — нужно немедленно отдать все долги, иначе будет несчастье.

Домашние животные нюхают воздух, задрав морды — к полному безденежью на целую неделю.

Жабы выползают на дороги — к незапланированным расходам и безденежью.

29 июня

День Тихона. К нему обращались с мо­литвами об избавлении от зубной боли: «Святой Тихон, утиши, господи, болезни и вся недуги зубные!»

На Тихона солнце идет тише.

На Тихона у земли самый тихий ход.

На Тихона все птицы затихают, кроме соловья и ку­кушки. Время останавливается — можно сделать большое количество дел. Духи идут в мир людей и помогают тем, кто работает без лишних слов, вся Вселенная слушает их прошения. Бездельничать нельзя. Нельзя смотреть в зеркало — денег не будет, а будут одни долги.

30 июня

День Мануила.

На святого Мануила солнце застаивается.

По свидетельству астрономов, в конце июня — начале июля земля действительно движется по орбите с наимень­шей за весь год скоростью. В народе это явление было замечено давно и названо «застаиванием солнца».

В зеркало смотреть нельзя. Следует отдать долги — иначе прибыли не будет.

Рекомендуем посмотреть:


Источник: http://www.idealdomik.ru/semeinye-prazdniki/narodnyi-kalendar-prazdniki-primety-pogovorki/iyun-narodnye-prazdniki-i-primety.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Народный календарь на июнь: Народные приметы на июнь Шаблон с днём дошкольного работника в

Народные праздники за июнь Народные праздники за июнь Народные праздники за июнь Народные праздники за июнь Народные праздники за июнь Народные праздники за июнь Народные праздники за июнь Народные праздники за июнь

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ