Сценарий фольклорного обряда


/ Просмотров: 91341

Основные принципы подготовки и проведения фольклорного праздника в д/о учреждении.

В жизни детей дошкольного возраста, да и взрослых (педагогов, родителей, обслуживающего персонала) праздники и развлечения занимают огромное место.

Уже при подборе фольклорного материала для освоения его детьми на музыкальных занятиях необходимо иметь готовый продуманный сценарий, где произведения как музыкального, так и немузыкального фольклора компонуются по принципу контрастности характера исполнения, использования различных видов музыкально-художественной деятельности детей.

Важно провести предварительный анализ каждого фольклорного произведения, используемого в сценарии. Мы имеем ввиду жанровый, интонационный и режиссёрский анализы фольклорного образца. Определение и уточнение жанра необходимо для грамотного его исполнения. Интонационный анализ поможет снять некоторые проблемы, связанные с трудностями исполнения, адаптировать произведение для использования его конкретной возрастной группой детей. Режиссёрский анализ позволит выстроить драматургию сценического действия в сценарии праздника.

Многие музыкальные руководители, не владеющие знаниями по народному творчеству, в сценариях фольклорных праздников соединяют разностилевой исполнительский материал. Наиболее распространённые случаи, когда в одном сценарии соединяются характерные народные образы, традиции, обрядовые действия и монтаж из стихотворений поэтов. Часто хороводные песни исполняются только как танец без песенного сопровождения. При этом движения не соответствуют стилистике народной хореографии.

Сценарий праздника строится по принципу драматургически выстроенного сквозного действия. Порой в работе музыкальных руководителей присутствует эпизодичность в драматургии, клочковатостью, отсутствием развития образов. Привычка делить музыкально-художественное творчество детей по видам их деятельности нарушает синкретизм фольклорного творчества, вносит статичность в развёртывании событий. При этом нарушается ощущение спектакля, игровой основы фольклора, зрелищности. Так совершенно не характерно отделять музицирование на музыкальных инструментах от песни. Исполнять обыгрывание сюжета песни отдельными группами детей (одни поют, другие иллюстрируют текст и т.д.), отделять движение от пения и т.д.

Отдельную сферу в подготовке фольклорного праздника составляет художественно-изобразительная сторона его оформления. Необходимо подобрать или изготовить костюмы для детей, соответствующие стилистики песен. И, если костюм для мальчика – это рубаха (не всегда косоворотка, как это считается) и шаровары, то девочки могут быть наряжены только в длинные рубахи или сарафаны (не в пол, а по щиколотку). Панёвные (юбочные) композиции в одежде детей не традиционны, их носили только женщины. Головные уборы также должны соответствовать возрасту детей дошкольного возраста. Это ленточки (повязки) на голову или платки. Если требует обряд (завивание берёзки, Семик, троица) – веночек. В любом возрасте – для девочки, девушки, женщины обязателен головной убор. Мальчики также должны иметь кепки (их можно обыграть в пляске, танце, в игре).

Музыкальное оформление также очень принципиальный вопрос в грамотной реализации фольклорного праздника. Сопровождение музыкального материала должно исполняться на народных музыкальных инструментах (баян, реже аккордеон, балалайка, ударные и т.д.), но никак не фортепиано. Если же музыкальный руководитель не владеет ни одним из народных инструментов, целесообразно использовать фонограммы (только в качестве сопровождения танцу, т.к. пение требует от сопровождения большей темповой свободы).

Роль музыканта в фольклорном празднике отличается своими функциями от его роли на обычном традиционном для дошкольных учреждений празднике. Педагог выполняет не пассивную роль концертмейстера, а выступает в качестве лидера и участвует в общем действе как один из исполнителей, тем самым, помогая детям донести до зрителя достаточно масштабные сцены, поддерживая в неожиданных для них ситуациях, порой возникающих на утренниках. На фольклорном празднике любую незапланированную ситуацию можно обыграть, сгладив ошибку. Импровизационная природа фольклора поможет это сделать незаметно, и даже, с точки зрения исполнительства, оригинально. Опытный музыкант всегда найдёт достойный выход из сложившейся ситуации, ведь он является непосредственным участником праздника.

Важно подчеркнуть, что участие взрослых в фольклорном сценическом действе обусловлено народной традицией, в которой старшее поколение является примером для подражания детьми исполнительского поведения. Если в празднике принимают участие воспитатели и родители, необходимо продумать их костюмы, поведение или роли. Важно, чтобы они также помогали детям, как и музыкальный руководитель, а не мешали свободному, естественному течению действия.

Для сценариев фольклорных праздников можно брать практически все жанры фольклора, все его обряды. Это и календарные праздники, и свадебный обряд, и построенные на доступном для детей необрядовом фольклоре различные сценки.

В ДОУ существует такая форма общения с детьми как развлечения. Эту форму можно использовать и для осуществления музыкально-фольклорной образовательной деятельности, если спланировать её как серию тематических вечеров для детей: рассказать в интересной форме (например, с использованием кукол) об обрядах, обычаях нашего народа; о музыкальных инструментах с показом и прослушиванием их звучания (фонограммы); об образах славянской мифологии – божествах, связанных с природой, русалках, домовых, лешиях – оберегающих дом и воспитывающих людей, былинных героях – богатырях, защищающих нашу землю и т.п.

Интересна для детей и форма сказки. Помимо собственно рассказа, педагог, подбирает фольклорный материал для озвучивания её героев и содержания. Для этой цели вставляется песенный материал. Таким образом, содержание и рассказ обогащается живым общением через песню и выразительную речь.

В предварительной работе над сказкой важна характерная для сказителей повествовательная интонация с длинными цезурами, сменой темпоритма высказывания, подчёркиванием содержательно значимых мест.

Музыкальный руководитель предварительно прорабатывает текст сказки, определяя мелодику и интонацию речи, паузы, остановки, смысловые акценты, скороговорочные зоны, ищет нужные интонации для характеристики образов, места, где песня органично входит в общую канву сказки, не нарушая её течение и последовательность изложения.

Для адекватного восприятия детьми сказки лучше всего рассказывать сидя, занимаясь рукоделием (вышивать, шить, вязать и т.п.), демонстрируя поглощение работой, изредка отвлекаясь от неё. Возможны образные отступления, обсуждения характеров героев, их поступков, диалоги с детьми, включение их в исполнение и т.д.

Постановка фольклорных обрядов требует от музыканта обширных знаний, умений и способности работать с детьми на фольклорной основе. Создание сценариев фольклорных праздников – это и работа музыкального руководителя как драматурга, и трудная режиссёрская задача, требующая организаторских и волевых качеств характера. Фольклорный праздник – это не только возможность продемонстрировать успехи детей, но и своеобразный экзамен на профессионализм, и творческую зрелость музыкального руководителя.

Ноты, минусовки, песни, сценарии - сценарии праздников. летние фольклорные праздники. летние светские праздники музыкально-творческий ресурс ladstudio.org

Летние фольклорные праздники - это познавательные, запоминающиеся мероприятия с яркой сюжетной направленностью. Они отличаются многообразием жанров народного песенного и устного творчества. Праздники с играми и плясками отлично воспринимаются аудиторией, так как в увлекательной форме знакомят зрителей с древнерусскими традициями, искусством, историей. В действах могут участвовать и зрители: взрослые и дети. Постановки осуществляются силами коллективов фольклорных отделений ДМШ, ДШИ, "кружковцами" фольклорных объединений, театров.

Летние фольклорные праздники: Троица

Сценарии с нотами песен. Сборник

  • 1. Троицкие хороводы (для взрослых и детей)
  • 2. Праздник русской березки
  • 3. Здравствуй, белая береза
  • 4. Выходили на берег русалки
  • 5. Зелёные святки
  • 6. Троица
  • 7. Троицкие гуляния
  • 8. Встречаем Троицу
  • 9. Троица и обряды

    Летние фольклорные праздники: Иван Купала

    Сборник сценариев с нотами песен.

  • 1. Купальские огни
  • 2. Иван Купала
  • 3. Купальские затеи.
  • 4. Праздник Ивана Купалы 7 июля.
  • 5. Купальские клады.
  • 6. Купала.
  • 7. Три купальские сказки для самых маленьких.

    Летние праздники на природе

  • 1. Солнечное лето - сценарий для летнего лагеря или комнаты школьника
  • 2. Госпожа Флора (для взрослых)
  • 3. Праздник начала лета (сценарий для детей)
  • 4. Пляжные забавы (для взрослых)
  • 5. Праздник - День Нептуна
  • 6. Танцы, танцы, танцы... (вечер с конкурсами)
  • 7. Развлечение на День Нептуна
  • 8. Мисс Лето (конкурс для молодежи)
  • 9. Снова лето на пороге (детский праздник)
  • 10. Летняя дискотека "Играй, танцуй, дружи"
  • 11. Друзья природы (экологическое мероприятие в летнем лагере)
  • 12. Радостное лето (развлечение для детей) Нужны сценарии летних праздников? Пишите нам!

    Сборники фольклорных сценариев - платные, от 9 у.е. Эти сценарии содержат качественные ноты, подобранные к тематике каждого праздника. Посмотрите также Прайс-лист, где можно подробнее ознакомиться со всеми видами работ ЛАДSтудио.

  • Еще сценарии

    Вернуться на страницу "Сценарии праздников"

    Сценарии фольклорные

    ПАСХА

    Праздник для учащихся младшего и среднего возраста

    Пасхальный колобок

    История

    Поэтическая страничка праздника светлого христова воскресения

    Пасха

    Пасхальный вечер

    ЛЕТО КРАСНОЕ

    Троица

    Лета, лета, вызазь из-под клета!

    Кузьминки по лету поминки

    Простоквашинская кадриль

    За околицей

    «Посидим рядком, поговорим ладком»

    «Весенние голоса»

    «Едет Ваня в красной шапке»

    «Сказки про Иванов»

    «Николин день»

    «Масленица»

    «А мы с ложками да трещотками»

    «Девица-мастерица»

    «Мы играем и поем»

    У медведя во бору

    «Игры, песни, хороводы»

    Пришла коляда - открывай ворота..

    Святочный праздник, подари нам пряник..

    «Игрушкины потешки»

    (сценарий клубного праздника русской национальной игрушки)

    Бабушкины куклы

    Всем по нраву глиняны забавы

    Праздник пастуха»

    (театрализованное фольклорное гуляние)

    «Кузьминки»

    (сценарий игровой программы народного праздника кузьмы-демьяна)

    «Капустная вечерка»

    (народные посиделки с веселой работой и активным отдыхом)

    «Семик»

    (сценарий народного праздника на зеленые святки)

    «Вятская завалинка» (вечер отдыха с частушками)

    «Спасибо, милая пчела»

    (сценарий праздника, посвященного старинному народному промыслу – пчеловодству)

    «У летних ворот – игровой хоровод»

    (детская фольклорно-игровая программа)

    Игры, приговорки, считалки, дразнилки

    «Троицын день» (праздник русской березки)

    «Встреча лета» (детский фольклорный праздник)

    Фольклорный праздник «рождественский лужок» с презентацией - «о детстве» - портал для детей, родителей и педагогов

    Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

    На Руси в январе самым торжественным и одновременно радостным был и остается праздник Рождества Христова. С 8 января начинались Святые дни - Святки. Сельскохозяйственные работы закончены, наступает время отдыха и веселья.

    По вечерам в Святые дни дети ходили по домам и пели особые песни - колядки. На взгляд самих поющих, напев «коляды» принято «тянуть в одно», петь в унисон. Ходили небольшими группами, причем группы формировались с учетом пола и возраста детей: мальчики ходили колядовать отдельно от девочек. В зимнюю одежду облачались шиворот-навыворот, лицо размалевывали, даже в песне стремились изменить свой голос до неузнаваемости. С пением заходили в дом только к знакомым, выпрашивали угощение. Хозяева давали детям лепешку, пирог или копеечку, и они бежали в следующую избу, а на их место приходили другие. Хозяева никогда не выгоняли детей и давали всем, сколько бы ни приходило. Рассуждали так: «Я твоему дам, а ты моему. Вот и поквитаемся».

    Такое веселое передвижение детворы от дома к дому, с пением и хорошим настроением, называют «обряд колядования», в старину он был самым любимым у детей среди многочисленных Святочных зимних забав.

    В условиях школы невозможно проводить все зимние праздники: Новый год, Васильев день, Рождество, Святки, Крещение. Рекомендую объединить их в одно представление, соблюдая лишь очередность в исполнении песен - Рождественских, Святочных, колядок... Между ними игры, хороводы и пляски.

    Предлагаю вниманию вашему вниманию сценарий фольклорного праздника «Рождественский лужок», текст которого написан мною с сохранением некоторых фонетических особенностей Нижегородского диалекта. Это вызывает особый интерес у детей, привлекает внимание взрослых и дает возможность всем участникам и гостям праздника почувствовать русский характер, насладиться яркой и сочной русской речью, живо ощутить связь с давними традициями нашего народа, с веками его истории, со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие Россия. Главные роли в сценарии исполняют мальчики 7-10 лет.

    Подготовка и участие мальчишек в фольклорном празднике, расширит детское представление о традиционной культуре и несметных песенных богатствах нашей Родины.

    Движущей силой сценария станут подлинные образцы русского музыкального фольклора, которые будут подобраны организаторами мероприятия. Лучше, если ребята исполнят песни и пляски своего города, села... Это придаст празднику самобытность и особый колорит.

    В целях познавательной паузы (обобщения и уточнения знаний участников праздника о традициях Рождества) мной была создана игра-презентация «Рождественский лужок». На мой взгляд, применение мультимедийных средств на фольклорном празднике повышают мотивацию, дают возможность активного участия в происходящих событиях, украшают и придают празднику особый колорит. Красочное оформление презентации-игры «С Рождеством!» оставляет у присутствующих на празднике приятное эстетическое впечатление, а содержание (о традициях языком современного мира), раскрывая связь традиций и современности, увлекает в мир культурных поисков и самосовершенствования.

    Цель

    Приобщение школьников к русской традиционной культуре.

    Задачи
    • знакомство с обрядом колядования на Руси.
    • совмещение праздничного веселья с познавательной деятельностью,
    • развитие творческих способностей,
    • формирование навыков общения и создание праздничной атмосферы в детском коллективе.
    Предварительная работа
    • познакомить ребят с традиционными святочными обрядами, атрибутами и героями обряда колядования;
    • разучить с детьми святочные песни, колядки, игры и хороводы (приложение №1);
    • объяснить значение слов: «коляда», от латинского «выкликать». «Колядка», короткая песня величально-поздравительного характера. «Колядовщики» - исполнители колядок. «Авсень», от слов «овес», «сеять» - песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье;
    • вместе с детьми изготовить атрибуты обряда колядования - звезду, вертеп, месяц, мешок и рождественские подарки - сувениры для родителей, друзей и гостей праздника;
    • родители не забывают захватить гостинцы для колядующих.
    Атрибуты и декорации

    В зале декорация русской избы, за ней (до поры) скрывается тетка Федотья. Вертеп, звезда, месяц, изготовленные заранее, лежат на полу.

    Действующие лица

    «Колядовщики» - мальчики в русских народных костюмах, «ряженые» - коза, Баба-яга с мешком, медведь, тетка Федотья. Роль ведущего исполняет взрослый.

    Ход праздника

    См.приложение № 1: Сценарий фольклорного праздника «Рождественский лужок»

    См.приложение № 2: Частушки и колядки

    См.приложение № 3: Игра-презентация «Рождественский лужок» (18 cлайдов, объем 8 MB)

    Автор: Светлана Александровна Лапина, преподаватель МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» города Павлово Нижегородской области, стаж работы 18 лет.

    О себе: Живу и работаю в городе Павлово. Имею публикации в журнале «Музыкальный руководитель», «Пед Совет», «Начальная школа». Руковожу фольклорным ансамблем, интересуюсь народным творчеством.

    Фото автора

    Светлана Александровна

    Оценка статьи:

    Видео: ростовые куклы, клоуны, мимы, ведущие в Астане

    ростовые куклы, клоуны, мимы, ведущие в Астане

    Клоунада для взрослых.

    Авторская видеофотосъемка цифровая HDV, DVD cam, Full HD ( свадьбы, юбилеи, корпоративы ).Компьютерный монтаж, спецэффекты, музыкальное оформление, ДВД, СД, ПТС, съемка 3-камерами, видеопроектор, прокат плазменных телевизоров. Рекламные, имиджевые, презентационные видеоролики.

    ARTZONE -- каталог артистов, прокат лимузинов, мерседесов, байкаста, выездная регистрация, торты, юрты, мыльные пузыри, снег, шоколадный фонтан, индивидуальный сценарий. Организация и проведение свадеб, юбилеев, корпоративных вечеринок, тимбилдинг, презентаций . Двуязычные ведущие, музыканты, ди-джеи, КВН. Разножанровые танцы: народные, модерн, парные, степ, брейк, танец живота, стриптиз. Оригинальный жанр: фокусник, иллюминат шоу, факир, жонглеры, воздушные гимнасты, фрик-шоу, каучук, голуби, собачки, акробаты, хулахуп, эквилибр, клоуны, лотос, Спанджбоб, Наруто, Фея, пираты , индейцы, цыгане, пародий на Верку Сердючку, Пугачеву, Киркорова, Джексона, ростовые куклы, аэрокуклы, мимы, ходули. Инструменталисты: домбра, саксофон, скрипка, гитара, аккордеон, фольклорный ансамбль, струнный квартет, вокально-инструментальный ансамбль, пик-барабанов, джаз-банда, карнай-сурнай, имидж -хостес. Фольклорные, оперные и эстрадные певцы, беташар, шаржи, сцена, звук, свет, салют, видеофотосъемка-Full HD, видеоролики. Звезды казахстанской, узбекистанской, киргизстанской, российской, зарубежной эстрады. Т: +77172478656, С: +77015551580

    www.artzonе.kz

    Еще записи по теме


Источник: http://pozdav.ru/page/scenarij-folklornogo-prazdnika-dlja-vzroslyh



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Сценарии фольклорных праздников Анекдоты по именам

Сценарий фольклорного обряда Сценарий фольклорного обряда Сценарий фольклорного обряда Сценарий фольклорного обряда Сценарий фольклорного обряда Сценарий фольклорного обряда Сценарий фольклорного обряда Сценарий фольклорного обряда

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ